Цель: углубление представлений учащихся об общечеловеческих ценностях через раскрытие смысла и значения понятия счастливая жизнь
Задачи: раскрыть смысл и содержание понятия счастливая жизнь на основе анализа материала, предложенных учителем, и жизненного опыта учащихся;
развивать умение проявлять свою жизненную позицию в ход творческой деятельности;
воспитывать потребность помогать людям, природе; руководствоваться в своих поступках общечеловеческими ценностями.
способствовать формированию лучших нравственных качеств,
воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
Пособия: карточки с заданиями, фломастеры, цветные карандаши, лист бумаги.
Добрый день!
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
II. Что является ценностью для вас? (…)
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
«Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость». (Д.С. Лихачей)
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Человеческие ценности
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
-Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Вопросы:
-Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
-Какой способ убеждения используют ваши родители?
-Почему заплакал мальчик?
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?
Наш классный час хочу продолжить такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому - то, кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Ребята, предположите, пожалуйста, о чём мы будем говорить на этом занятии?
- Правильно, наш классный час называется «Общечеловеческие ценности»
- Как думаете, о чем мы будем говорить?
- Да, мы поговорим о доброте, будем учиться дружить и учиться культуре поведения.
- Давайте, по порядку и поговорим: о доброте, затем о вежливости и дружбе.
Доброта
- Ребята, посмотрите, какие замечательные слова в этом стихотворении
Твоя доброта, улыбка твоя…
- Доброта...Что означает это слово?
- Да, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Какого человека можно назвать добрым?
- Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
*Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим?
На эти вопросы вам поможет ответить тест: “Добры ли Вы?” Ответьте “да” или “нет”.
1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, если это так?
3.Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4.Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5.Любите ли вы злые шутки?
6.Вы злопамятны?
7.Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтоб развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков.
Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт
Вы набрали от 4 до 8 очков.
Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков.
Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Пословицы о доброте.
- Про доброе дело говори …смело.
- Кто добру учится, тот добром и …живёт.
. Не одежда красит человека, а его …добрые дела.
- Молодцы!
- Кому какая пословица больше всех понравилась и почему?
- Я, надеюсь, вы будете следовать этим мудрым советам и будете самыми добрыми на свете. Постараетесь?
Игра «Комплименты»
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
Прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
Физминутка с мотивацией на вежливость и доброту.
- А теперь отдохнём. Встаньте все. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Почувствовали, как бьётся ваше сердечко? Как тепло под ладошкой! Передайте это тепло своему соседу справа, соседу слева и скажите: «Доброго дня тебе!».
Дружба
- А с каким человеком вы хотели бы дружить? С добрым или злым?
- Почему?
- А с чего начинается дружба?
- Правильно, и с улыбки. Я предлагаю вспомнить строчки из песни про улыбку.
- А как вы понимаете смысл слова «друг»?
- А каким должен быть настоящий друг, словами какой песни можно ответить?
- А для чего нужен друг?
- У вас есть друзья в классе?
- Хорошо ли вы их знаете?
- Так что же такое «дружба»?
В словаре русского языка И.С.Ожегова написано, что
«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Хотели бы иметь вот такого друга?
Рассказа Л.А.Сергеева «Над кем лучше смеяться»
Автор: Егор любил смеяться над своими друзьями. Например, выходил во двор, а там Юрка учился кататься на велосипеде и у него не получалось. Ну как тут не засмеяться? Или как-то с Вовкой играли в футбол, а он мячом попал в свою бабушку. Он до слёз смеялся. И так всегда.
Как-то раз Егор сказал отцу:
Егор: Юрка - дуралей! Я выменял у него цветной карандаш за какую-то наклейку!
Отец: Да?! А я сейчас иду через двор, а твой Юрка говорит кому – то про тебя: «Егор глупец! Обменял такую наклейку на ерундовый карандаш. Вот так-то!
Егор обиделся и хотел уйти, но отец остановил его:
Отец: Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются – не любишь. Это никуда не годится. Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?
Егор: Над кем?
Отец: Над собой. Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.
- Ребята, можно ли смеяться над недостатками других?
- Какой совет дал папа сыну?
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность.
Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – всё это проявления порядочности.
Упражнение «Закончи предложения»
Предлагается закончить предложения:
— Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...
— Я пойму, что счастлив, когда...
— Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...
Счастливая жизнь – это внутреннее спокойствие
Рефлексия, итог занятия.
- Бывают минуты, когда у нас что-то не получается, мы ссоримся, обижаемся друг на друга. Взрослые садятся за стол переговоров, а мы будем мириться на этом коврике в виде сердечка и назовем мы его «Ковёр мира». Посмотрите, какое большое сердце.
Это сердце готовое любить и помогать друг другу. Оно будет состоять из наших маленьких сердечек (раздаю каждому сердечко).
На сердечках напишем пожелания, правила дружбы, правила добрых поступков.
Прикрепим сердечки к большому сердцу. Оно будет с нами, пока вы здесь учитесь.
- Я буду очень рада, если вы будете чаще употреблять вежливые слова, проявлять вежливость не только на словах, но и в поступках. Дарите людям радость. Для этого нужно лишь быть доброжелательным, то есть желать людям добра. Чтобы быть доброжелательным, а не казаться им, необходимо уважение к людям, контроль за своим поведением, искренность, сердечность, простота.