В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый “вклад” в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Поэтому, развивая различные свойства внимания, можно влиять на повышение успеваемости школьников по разным учебным предметам.
В своей работе я представляю упражнения на развитие различных сторон внимания на уроках математики.
1. Игра “Веселый счет”.
а) Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.
б) Поставь номера точек со 2-го по 36-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу.
в) Соедини цветным карандашом точки в порядке возрастания, присчитывая по 5.
2. Арифметические диктанты.
Учитель: Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: “Пишите”.
а) Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще
4...Запишите результат. (3)б) Даны два числа: 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2..., а теперь прибавьте 7... Запишите результат. (8)
в) Даны два числа: 27 и 32. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Запишите результат. (4)
г) Игра “Угадай задуманное число”. Задумайте число до 10. Умножьте его на 5, прибавьте к полученному произведению задуманное число. Дети по цепочке говорят, сколько получилось. Учитель называет задуманное число. После игры можно объяснить прием вычисления (ответ делим на 6 и получаем задуманное число).
д) Делиться – не делиться. Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делиться, например, на 3 (на 4, 5, 6 и т.д.) без остатка.
3. Перепутанные линии.
– Проследите глазами путь от цифр к буквам, и вы узнаете тему нашего урока.
а) Расставить числа в порядке убывания.
б) Расставить числа в порядке возрастания.
– Получили тему урока: “Решение уравнений”.
в) Проверь, знает ли Незнайка таблицу умножения.
4. Путешествие по клеткам.
Дети рисуют в тетради квадрат со стороной 4 клеточки.
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В оговоренной клеточке поставим точку – исходный пункт работы. Ученик или учитель говорит, как по полю двигается фишка, а остальные, не прикасаясь рукой к таблице, лишь глазами отслеживают ее путь. Проделываем 5–6 ходов до остановки. Затем, где остановилась фишка, пишем число или рисуем фигуру.
Или можно начертить квадрат со стороной 3 клетки. Проделать следующие ходы:
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
Получился квадрат:
3 |
2 |
|
4 |
|
|
2 |
|
3 |
Задание: Составьте “магический квадрат”, используя числа 2, 3, 4.