КГУ «ОСШ с.Новодонецкое отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области»
Конкурс «Я исследователь»
Подготовила: Нагорная С.С.
2022-2023 уч.год
Цель: познакомить детей с основными свойствами воздуха. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом. Приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Воспитывать бережное отношение к воздушному пространству в природе.
Обнаружение воздуха в пространстве.
Опыт №1.
Цель: ощутить давление воздуха при помощи веера.
Материалы: три листа бумаги разного формата (альбомный, тетрадный и половинку тетрадного листа).
Описание.
Сложи каждый лист «гармошкой» так, чтобы получился веер. Проверь, какой веер при обмахивании создаёт самый сильный поток воздуха. Отметь его на картинке. Подумай, из чего ещё, кроме бумаги, можно сделать веер?
Опыт №2.
Цель: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.
Материалы: несколько монет, пёрышко, карандаш, кубик, книгу.
Описание.
Подуй на предметы. Какие из них можно передвинуть с помощью потока воздуха? Назови предмет, который передвинуть легче всего. Почему? Постарайся объяснить, почему крутятся лопасти ветряной мельницы, плывет по морю парусник…
Опыт №3.
Цель: исследование давления воздуха.
Материалы: воздушный шарик, воронку, стакан с водой, простой карандаш.
Описание.
Надуй воздушный шар. Что находится у него внутри? Надувая шар, обрати внимание, как воздух изнутри давит на его стенки: только вверх, только вниз или во все стороны одновременно. Покажи это стрелками на рисунке. Заполни шар водой при помощи воронки. Покажи стрелками, как давит на стенки шара вода.
Опыт №4.
Цель: проверить, есть ли в почве воздух.
Материалы: стакан, наполненный водой только на половину, стакан с почвой, ложечку, простой карандаш.
Описание.
Ты знаешь, кто живет в почве? Могут ли эти существа дышать под землёй? Проверь, есть ли в почве воздух. Добавь в стакан с водой несколько ложечек почвы Что ты наблюдаешь? Нарисуй. (Ответ: пузырьки воздуха).
Исследование свойств воздуха.
Опыт №1.
Цель: исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе.
Подготовки не требует.
Описание.
Когда мы хлопаем в ладоши, воздух между ладонями выталкивается и создаётся звуковая волна. Похлопай в ладоши так, как это показано на рисунках, сначала медленно, а потом быстро. Когда звук звонче?
Опыт №2.
Цель: исследовать падение различных предметов в воздухе.
Материалы: три тетрадных листа (один смять), монету, цветные карандаши, два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой.
Описание.
Проверь, как воздух влияет на падение различных предметов. Отметь на каждом рисунке тот предмет, который будет падать быстрее. Для чистоты эксперимента поднимай оба предмета на одинаковую высоту и отпускай их одновременно. Возьми в одну руку вырезанный из бумаги круг и положи на него монету. В другую руку возьми только бумажный круг. Что упадет быстрее – бумага с монетой или одна бумага? ( Они упадут одновременно).
Обведи рисунок того предмета, которому воздух мешал падать больше остальных. Посмотри на самолёт. Что забыл нарисовать художник? Подумай, зачем самолету крылья. Дорисуй их.
Опыт №3.
Цель: наблюдать реактивную силу воздуха.
Материалы: воздушный шарик цилиндрической формы, простой карандаш.
Описание.
Надуй шарик и, не завязывая его, отпусти. Посмотри, как воздух, вырываясь из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь. При сгорании топлива из ракеты с большой скоростью вырываются газы. Покажи стрелками, в какую сторону они выходят.
Опыт №4.
Цель: исследовать, перемещение воздуха в пространстве.
Материалы: мыльные пузыри, цветные карандаши.
Описание.
Тонкая мыльная пленка похожа на надутый шарик. Что находится внутри мыльного пузыря? Поиграй с мыльными пузырями на улице. Понаблюдай, что с ними происходит, когда дует ветер и когда ветра нет. Посмотри на картинку. Лёша выдувает пузыри, а Егор дует на них. Нарисуй, где окажутся мыльные пузыри.
Опыт №5.
Цель: исследовать давление воздуха в мяче.
Материалы: сдутый мяч, слабо надутый мяч, не сильно надутый мяч, хорошо надутый мяч, простой карандаш.
Описание.
Что находится внутри мяча? Воздух давит изнутри на стенки мяча, и он подпрыгивает. Рассмотри рисунки. Отметь те мячи, которые отскакивают от пола. Какой мяч вообще не может подпрыгнуть? Почему? Что нужно, для того чтобы мячик прыгал хорошо?
Экологический проект.
Цель: выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения.
Материалы: набор строительных кубиков (обязательно наличие кубиков цилиндрической формы для заводских труб), игрушечные машинки, таз с водой (для искусственного пруда), цветную бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши.
Описание.
Подумай, что есть в каждом городе. Давай построим игрушечный город. Что в нашем городе может загрязнять воздух? (Заводы, машины). Что можно сделать, чтобы городской воздух стал чище? Заводы и автомобильные дороги расположить подальше от жилых домов, посадить деревья, разбить парки, создать искусственный водоём. Давайте перестроим наш город так, чтобы он стал экологически чистым. Расскажи, что в городе изменилось.
Рассмотри рисунки и зачеркни красным карандашом то, что загрязняет воздух.