КГУ «Основная средняя школа села Новодонецкое»
Классный час на тему:
« Дети тоже имеют права»
Подготовила
учитель начальных классов
Пилевина И.Э.
2022-2023 уч.г
КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«Дети тоже имеют права»
Цели:
- познакомить детей с основными положениями Конвенции;
- соотнести права и обязанности детей;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- формировать положительное отношение к правам других.
Оборудование: демонстрационный материал-карты «Права ребенка», карточки с буквами.
«Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал
Слово учителя:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Обязанности и права, ты должен знать,
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен,
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим: ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь,
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.
Учитель: Государство защищает права ребёнка. Все они записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция» (это основной закон страны), «Декларация прав ребенка».«Конвенция о правах ребенка» Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Учитель: Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. До скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?
На доске пишется 4 варианта ответов:
Учитель: Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
(Учащиеся отвечают) Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Чтение стихов с иллюстрированием прав ребенка
1. Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
"Я – полноправный страны гражданин!” право на жизнь
2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята. Право на сохранение семейных связей
3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. Право на досуг
4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. Право на защиту от физического и психологического насилия
5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. Право на мед. помощь
6.Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. Право на образование
7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. Право на образование
8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать. Право на качественное и полезное питание
9.Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано. Право на равные права всех детей
10.Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье. Право на заботу со стороны взрослых
11.К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
Учитель: - Можно ли выделить среди прав главные? Какие?
- В каких сказках есть нарушение прав какого-либо героя?
- А теперь ответим на более сложные вопросы.
• Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
• Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
• Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
• В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
• В каких сказках героев насильно перемещали и похищали?
• В каких произведениях затрагивается тема о праве на полноценную и достойную жизнь (по состоянию здоровья)
"Скажи, о каком праве говорится в песне?”
Конкурс «Анаграмма»
Вопросы:
1.Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Р Д О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В (Родители, государство)
2.Какие основные права вам известны?
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е. (Жизнь, образование)
3.В каком международном документе записаны права детей?
Н О К Е В Н И Ц Я (Конвенция)
Карточка:
Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:
Н. . спр. . ш. . в. . й, чт. . стр. . н. . м. . ж. . т сд. . л. . ть дл. . т. . б. . , спр. . с. . , что. . м. . ж. . шь т. . сд. . л. . ть дл. . св…. й ст. . н. . ?
(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что сможешь ты сделать для своей страны?)
Подведение итогов, рефлексия
Заключение:
Если кого-то из Вас настигнет беда, вы должны знать, что Вас защищает Конвенция о правах ребёнка. Основной смысл этого документа можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему». Но знайте: ваши права действуют тогда, если вы сами не нарушаете права других людей. Каждый человек имеет права, но и имеет обязанности.