КГУ «Основная средняя школа села Новодонецкое
отдела образования по Буландынскому району
управления образования Акмолинской области»
Интеллектуальная игра
«Загадочный мир химии»
Учитель биологии и химии Рыльцева О.Н.
2021-2022уч. год
Интеллектуальная игра «Загадочный мир химии»
Цели: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии;
расширение кругозора школьников;
активизация мыслительной деятельности учащихся;
развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сопоставлять, творческих способностей, самостоятельности.
Вступительное слово.
Химия неисчерпаема и многогранна, и настолько серьезная наука, что не стоит упускать случай, чтобы сделать её занимательной и интересной.
И мы сегодня попытаемся сделать это на нашей игре, которая называется «Загадочный мир химии». Она требует образованности и широкого кругозора, способности быстро и оригинально мыслить.
Ход игры:
“Ассорти”
Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.
1. Не все то аурум, что блестит.
2. Белый, как карбонат кальция.
3. Куй феррум, пока горячо.
4. Слово – аргентум, молчание – аурум
5. Купрумного гроша не стоит.
6. С тех пор много оксида водорода утекло.
7. Верная любовь ни в огне не горит, ни в H2O не тонет.
8. Друга узнать – пуд NaCl вместе съесть.
9. Не хвались аргентумом, а хвались добром
“Быстрее, быстрее, быстрее…”
1. Песок, с которым пьют чай. (Сахар)
2. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
3. Какой первый металлический сплав создан человеком – сталь, бронза или чугун? (Бронза)
4. Какой элемент был назван “элементом жизни и мысли”. (Фосфор)
5. Газообразное вещество которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса. (Озон)
6. Металл, вызывающий “лихорадку”. (Золото)
7. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы. (Йод)
8. Какое молоко не пьют. (Известковое)
9. Формула поваренной соли. (NaCl)
10. Какой камень искали алхимики. (Философский)
11. Этот неметалл издавна использовали для отбеливания ткани, изготовления лекарственных
препаратов, чернения оружия, приготовления черного пороха. (Сера)
12. Известь, которую гасят водой. (Негашеная)
13. Какая кислота всегда находится в желудке человека? (Соляная)
14. Нехватка какого элемента вызывает такое заболевание, как анемия. (Железо)
“Перевертыши”
Дайте правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка известного стихотворения, содержащая название химических веществ.
1. Гладь металла, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)
2. Разговор – ртуть, крик – платина. (Слово – серебро, молчание – золото)
3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.)
4. Не все грязь, что тусклое. (Не все то золото, что блестит)
5. Звери живут за металл. (Люди гибнут за металл)
6.В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)
“Кот в мешке”
Учащиеся должны отгадать о каком веществе идет речь. Вещества выносятся в черном ящике.
1) Металл серебристо белого цвета. На своей поверхности образует оксидную пленку, по
электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют крылатым металлом.
(Алюминий)
2) Древние египтяне называли его “вааепере”, древние копты – “небесный камень”. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид, где было много золота, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота. О каком металле идет речь?
(Железо)
3) Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: “Оно может быть целительным, отравляющим, соленым, алым, мрачным, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.” О каком веществе так много сказано? (Вода)
4) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь?
(Соль)
5) При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана и где крепилась?
(Чугун, крепилась на шее, медаль снималась когда человек прекращал пить).
«Химические загадки»
На суку сидит сова,
Выдыхает СО2.
(углекислый газ).
Сапоги мои того,
Пропускают Н2О.
(вода).
NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен.
(поваренная соль).
Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
(мел).
Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо -
NaHCO3
Положите в пироги.
(питьевая сода).
Порезав палец тотчас
Мы к полке подойдем
И баночку с раствором
коричневым возьмем.
(йод)
Он для жизни, что скелет,
Им свеча даёт нам свет.
Он в алмазе и графите.
Вы его мне назовите. (Углерод)
Кто об этом не слыхал?
В мире есть такой металл
Чудным свойством наделён,
Необычным - жидкий он. (Ртуть)
«Ребусы»
«Экспериментальный»
Хорошо известно, что химия – наука экспериментальная: очень важно уметь применять теоретические знания на практике и уметь объяснять с теоретической точки зрения явления, встречающиеся в жизни. М.В. Ломоносову принадлежат слова: «Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг науку понял, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся».
«Не замочив рук»
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.
Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету
«Подъем тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
У кого есть носовой платок. Я могу сделать его несгораемым.
«Несгораемый платок»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички
Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?
Подведение итогов. Награждение участников.