Разработка урока по самопознанию "Жизнь во имя любви"
Цитата урока
«Любовь – это бесценный дар.
Ты можешь подарить любовь,
И всё же она у тебя останется.»
Л. Толстой
Цели:
1.познакомить детей с общественной деятельностью и автобиографией Сары Алпысовны Назарбаевой.
2. расширять представление о формах проявления любви, способах ее выражения;
3. развивать стремление проявлять любовь к себе и другим;
4. воспитывать потребность радовать окружающих добрыми делами и заботливым отношением.
Задачи:
- познакомить детей с идеями гуманизма и человеколюбия, предложенными Сарой Назарбаевой;
создавая атмосферу общности и дружелюбия,
- развивать чувство любви к окружающему миру;
- учить выражать свои чувства;
- помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него.
Ход урока
1. Приветствие.
Круг радости
Учитель держит в руках ромашку (предварительно изготовленную из бумаги) и предлагает учащимся произнести слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад и восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Затем он отрывает лепестки и дарит их ученикам. Дети читают пожелания, написанные на них.
Например: «Радуйся и улыбайся!», «Помогай другим!», «Здоровайся!», «Не забывай говорить «Спасибо!» и т.д.
Упражнение «Мое сердце радуется...». (Дети, передавая по кругу сердечко, говорят, что они радуются: «когда получают подарки», «когда вся семья вместе», «когда вместе едем отдыхать», «когда никто не болеет», «когда нет войны», «когда готовят и дарят кому-то подарки», «когда помогают тем, кому трудно было что-то сделать», «когда получают хорошие оценки», «когда узнают что-то новое и интересное» и т.д.)
2. Сообщение темы урока.
Жизнь человека можно сравнить с дорогой. И как человек идет по этой дороге, дороге жизни, очень важно!
И как здорово, если в пути Вам будут встречаться умные, добрые люди, которые помогут советом, предложат свою помощь, научат и вдохновят на добрые дела.
Именно к таким людям и относится Назарбаева Сара Алпысовна, чей юбилей мы отмечаем сегодня.
Сара Назарбаева родилась 12 февраля 1941 года в селе Кызыл-жар Карагандинской области, в этом году ей исполнилось 80 лет. В 1962 году вышла замуж на Нурсултана Назарбаева, имеет 3 дочерей Дарига, Динара, Алия. 3 внуков, 3 внучек и правнука.
В 2001 году по инициативе Первой леди РК был разработан проект нравственно -духовного образования «Самопознание», главная цель которого, возрождение общечеловеческих ценностей через систему образования на всех его уровнях, от дошкольного до высшего. Начало 2010 – 2011 уч.года стало знаменательной вехой в истории отечественного образования . После многолетней экспериментальной апробации предмет «Самопознание» по праву занял ключевое место в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, гуманитарных колледжах и педагогических ВУЗах.
Есть такой урок — «Самопознание»,
Есть такой урок — «Самопознание»,
Добрый, удивительный, простой.
Отклик он нашел и понимание
У ребят с открытою душой.
Как найти себя в огромном мире?
Как узнать Хрустальный тот родник?
Руки распахнуть как можно шире,
Чтобы солнца луч в меня проник?
Сто вопросов, мысли, откровений.
Сто минуток нежной тишины,
Путешествий, трепетных сомнений
Кто же, кто же в этом мире Ты?
Озаренье: «Я — дитя Природы!»
Каждый раз познавший себя вновь.
Человек — счастливый и свободный,
Всем несущий Радость и Любовь.
Есть такой урок — «Самопознание»,
Добрый, удивительный, простой.
Отклик он нашел и понимание
У ребят с открытою душой!
- Ребята. А как вы относитесь к предмету «Самопознание»? Нравится ли он вам и почему?(ответы детей)
Луч солнца золотой.
Луч любви везде со мной.
Любовь в тебе,
Любовь во мне,
Любовь кругом,
Любовь везде
-Как вы думаете, ребята, о чем мы еще сегодня будем с вами говорить? (ответы детей)
-Сегодня мы начинаем разговор о любви. А что такое любовь? Давайте послушаем притчу
Что такое любовь?
Притча
-Что такое любовь? - спросил однажды маму сын. – Любовь, сынок, - это чувство, которое движет нами. Благодаря любви - у меня есть ты. Благодаря любви - есть я, папа, братишка и все-все-все. Любовь - это когда люди заботятся друг о друге. Любовь - нужна каждому из нас, как вода для растений. Вот два цветка. Один мы будем поливать каждый день или по мере высыхания почвы. А второй - будем поливать изредка, или вообще подходить к нему не будем. Как ты думаешь, что произойдёт? – Тот цветок, который мы не будем поливать - засохнет. Правильно. Любовь для человека, как вода для растения. Без любви ему становится грустно и одиноко... Кстати и растение, принимая от нас полив и уход, «видит» в этом любовь. Заботясь о растениях и животных, человек как - бы говорит, что любит их. Любить можно и нужно всё и всех: маму, папу, братика, бабушку, дедушку, цветок, теплые лучи солнца и прохладу зимних снежинок. А начи- нать нужно с любви самого себя. – А как это: любить себя? — Любить себя - это знать, что ты хороший! Любить себя - значит научиться как можно большему в жизни. Научиться доброте, все время к чему-то стремиться и достигать цели. Любить себя - значит заботиться о себе.
Любовь - самая главная ценность человечества. Она делает жизнь человека счастливой. Любовь - это желание приносить радость, пользу и добро. Любовь вдохновляет человека на сильные и красивые действия, поступки. Когда в сердце живёт любовь, каждый человек становится лучше.
Работа с толковым словарем.
Послушайте определение понятия, которое дается в словаре.
3. Работа с ассоциациями.
Какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово “Любовь”? Каждый напишите свой ответ на сердечках и прикрепите к нашему большому сердцу
Любовь, словно солнышко, которое освещает мир. А где живет любовь?
- В сердце.
Наше сердце очень любит слова: “Я люблю тебя”.
4. Работа с текстом.
Учитель знакомит детей с содержанием русской народной сказки
“Сказка про Гусыню”.
В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показала деткам большой мир. Это мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить своих деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать, они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют, прежде всего, для того, чтобы прикрывать детей - об этом известно каждой матери, а потом уже для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно: гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи - холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла это сделать. Гусята все это видели. Но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой?
И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: “Почему у тебя изранены крылья?”
Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: “Все хорошо, сынок”.
Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива”.
Обсуждение:
-Какие чувства у вас возникли при слушании сказки?
-Что можете сказать о детях? Почему мать была счастлива? Чему учит эта сказка?
5. Творческая работа “Раскрасить любовью”
- С каким цветом у вас ассоциируется любовь? Выберите любой цвет и мы вместе сделаем подарок для ваших мам. (изготовление сердечек)
Придите домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки. Пошлите ей любовь своего сердца. Подарите сердечко.
Песня.
«А ты меня любишь…»
6.Рефлексия. Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает обменяться добрыми пожеланиями.
Напутствие.
Пусть в сердце каждого из вас,
Живёт любовь.
Пусть ваша любовь согревает
Всё вокруг
Акмолинская область
Буландынский район
с. Новодонецк
«Жизнь во имя любви»
Подготовила
классный руководитель 2 класса
Пилевина И.Э.
КГУ «Основная средняя школа села Новодонецкое»
2020-2021 уч.год