Цель урока: углубление представлений о любви и создание условий для осмысления учащимися ее значения как одной из высших общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
• Раскрыть смысл и многозначность понятия «бескорыстная любовь» как истинную форму любви;
• Развить чувство любви к окружающему миру, помогая тем самым учащимся найти смысл жизни;
• Воспитывать стремление к совершенствованию духовно-нравственных качеств учащихся.
Ход урока:
1. Орг.момент.
2. Позитивный настрой.
3. Позитивное высказывание (цитата).
Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.
Лев Николаевич Толстой
Как вы понимаете это высказывание? Есть люди, которые любят только самих себя и свою семью. Насколько широка Ваша любовь? Ограничена ли она узким кругом Ваших ближайших знакомых или превосходит границы национальности, религии и расы? Скольких людей Вы по-настоящему любите, и многие ли любят Вас?
Из всех видов любви истинной любовью является та, которая дарит себя без надежды получить что-нибудь взамен. Такая любовь называется бескорыстной. Бескорыстная любовь не высчитывает, насколько много было отдано и не пора ли уже остановиться. Этой любви не ведомы такого рода расчеты. Одно из наиболее глубоких стремлений человека - это поиск бескорыстной любви. Сознание того, что нам удалось сделать кого-то счастливым, приносит нам самим ни с чем несравнимую радость. Это повышает нашу самооценку и позволяет нам почувствовать свою ценность.
Любовь "с условиями" или же эгоистичная любовь, может привести к пагубным последствиям, оставив в нас горькое чувство от того, что нас любят не за нашу личность, а только за то, что с нами выгодно и комфортно. В этом случае любовь оказывается просто орудием контроля и препятствует проявлению нашего истинного "я".
Бескорыстная любовь дает нам глубокое чувство гармонии, безопасности и мира в душе, если мы создадим пространство любви вокруг себя. Начните с себя. Когда мы бескорыстно любим людей, животных, природу вокруг нас, то все больше и больше влюбляемся в нашу жизнь.
Как правило, многие люди толкуют любовь узко, однобоко и понимают ее как любовь «к одному лицу».
Предлагаемые вопросы помогают учащимся понять смысл высказывания, углубляя представление о том, что такое любовь в широком, гуманном смысле слова.
4. Рассказывание истории (беседа).
История Шела Силверстайна
Жило-было дерево... и оно любило маленького мальчика. Каждый день мальчик приходил к дереву, собирал его листья, делал из них корону и играл в лесного царя. Он забирался на дерево, раскачивался на ветвях и ел яблоки. И они играли в прятки. А когда он уставал, то спал в тени дерева. Мальчик любил дерево... очень сильно.
И дерево было счастливо.
Но время шло, мальчик стал старше, и дерево часто оставалось одно. Как-то однажды мальчик пришел к дереву, и дерево сказало: "Иди, Мальчик, вскарабкайся по моему стволу, покачайся на моих ветвях, поешь яблок, поиграй в моей тени и будь счастлив". Мальчик залез на дерево, собрал яблоки и унес их с собой.
И дерево было счастливо.
Но мальчик больше не приходил очень долго... и дереву стало грустно. И вот однажды мальчик вернулся. Дерево задрожало от радости и сказало: "Иди, Мальчик, вскарабкайся по моему стволу, покачайся на моих ветвях и будь счастлив.
- Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям, - сказал мальчик. - Мне нужен дом, чтобы согреться, - сказал он. - Я хочу иметь жену и детей, поэтому мне нужен дом. Ты можешь дать мне дом?
- У меня нет дома, - сказало дерево. - Лес - мой дом, но ты можешь срубить мои ветви и построить дом. Тогда ты будешь счастлив.
И мальчик срубил ветви и унес их, чтобы построить дом. И дерево было счастливо.
Но мальчик не возвращался очень долго. А когда он вернулся, дерево было так счастливо, что почти не могло говорить.
- Иди, Мальчик, - прошептало оно, - иди и играй.
- Я слишком стар и печален, чтобы играть, - сказал мальчик. - Мне нужна лодка, чтобы уплыть отсюда. Ты можешь дать мне лодку?
- Сруби мой ствол и сделай лодку, тогда ты сможешь уплыть и быть счастливым. И мальчик срубил ствол, сделал лодку и уплыл. И дерево было счастливо... но не совсем.
После долгого времени мальчик вернулся.
- Прости, Мальчик, - сказало дерево, - но я больше ничего не могу дать тебе. Моих яблок больше нет.
- Мои зубы не годятся для яблок, - сказал мальчик.
- Моих ветвей нет, - сказало дерево, - ты не можешь качаться на них
- Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях, - сказал мальчик.
- Моего ствола больше нет, - сказало дерево, - ты не можешь карабкаться".
- Я слишком устал, чтобы карабкаться, - сказал мальчик.
- Прости, - вздохнуло дерево, - я хотело бы дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я просто старый пень. Прости...
- Теперь мне многого не надо, - сказал мальчик, - просто тихое место, чтобы сесть и отдохнуть. Я очень устал.
- Хорошо, - сказало дерево, вытягиваясь, насколько это было возможно, - хорошо, старый пень годится для того, чтобы на нем сидели и отдыхали. Иди, Мальчик, садись. Садись и отдохни.
И мальчик так и сделал. И дерево было счастливо.
Вопросы для беседы:
1) О чем эта притча?
2) Как вы думаете, мальчик любил это дерево?
3) Как вы охарактеризуете отношение мальчика к дереву?
4) Какая любовь была у мальчика к дереву: эгоистичная, взаимная или бескорыстная? Была ли любовь вообще?
5) Какая любовь была у дерева к мальчику?
6) Найдите аналогию описанной ситуации в притче в нашей с вами жизни. Приведите примеры.
7) В чем, на ваш взгляд, мораль этой притчи?
8) Чему нас учит притча?
Работа с текстом предполагает знакомство с произведением известного писателя Ш.Сильверстайна. История выбрана с учетом возраста учащихся, содержит широкое поле для мыслительной деятельности и обсуждения, позволяет глубже раскрыть понятие «любовь». Предлагаемые учителем вопросы позволяют сделать это и стимулируют учащихся мыслить критически. История также содержит большой воспитательный потенциал.
5. • Просмотр видеоролика «Жизнь во имя любви…» о деятельности С.А. Назарбаевой
Учитель: всем известно, что пословицы и поговорки – это кладезь мудрости народа. В них очень точно и емко отражаются представления людей о жизни, любви, счастье, добре.
• Любовь все побеждает.
• Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
• Три вещи вызывают любовь: вера, скромность и щедрость.
• Любовь приносит красоту, злоба – безобразие.
• Любовь да совет, так и горя нет.
• Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.
8. Заключительная минута тишины.